Новости
Взгляд на 22 апреля из Сибири 1996 год
- Подробности
- Новости
- Опубликовано 22 Апрель 2010
- Автор: Новому Сибіру
Ранее вся прогрессивная половина человечества отмечала 22 апреля как день рождения В. И. Ульянова (Ленина). Ленин тогда был вечно живым, а сейчас, когда ленинизм умер, видимо, поставлена под сомнение и бессмертие основного персонажа коммунистического мифа, какой персонаж в рамках сравнительной мифологии может трактоваться как солярные (т.е. солнечное) божество и культурный герой (ср. "свет идей ленинизма ", " Ленин великий нам путь озарил "и т.п. характеристики). Кроме того, 22 апреля отмечается как День Земли, который предполагает развитие сюжета основного мифа как борьбы между солярными и хтоническими (земными, подземными) силами. Да, субботники, воскресники, проводятся по сей день. Ни кто не отрицает, что это замечательная традиця.
Если предположить относительную политическую стабильность в ближайшие один-два десятилетия с установлением присущей многим стабильным социумам многопартийной системы (в нашем случае абстрагируемся и будем считать, что это коммунисты - антикоммунисты, то Ленин, очевидно, окончательно превратится в мифологический образ: коммунисты, приходя к власти, будут восстанавливать его культ, а их соперники при очередной победе на выборах - отменять, в какой дежурстве несложно увидеть реализацию на политологическом уровне мифологемы умирающего и бога воскресающих, столь характерной для многих традиционных культур, в частности, для древнейших культур Средиземноморья. Умирающий бог воскресающих, конечно связывался с идеей плодородия и как следствие - с земледельческими.
Еще 5000 лет назад в Месопотамии в дни весеннего равноденствия (всего за месяц до 22 апреля) праздновался ритуальный брак бога-пастуха Думузи (Таммуза), полгода ведущего в подземном царстве мертвых, и богини Инанна (Иштар). Весной же происходило и праздник пирулли в хеттов - победа бога грозы Тару над драконом Иллуянкы. О иудейской и христианской пасхе можно не говориь. Количество примеров можно увеличить, а если есть под рукой солидный справочник типа двухтомной энциклопедии "Мифы народов мира" или, еще лучше, "The Encyclopedia of Religions" Мирча Элиаде в десяти томах - то увеличить практически неограниченно.
Однако утвердиться в Сибири (в качестве не общегосударственного, а локального) культ Ленина имеет немного шансов. Действительно, хотя объект культа и провел несколько лет в сибирском ссылку охотился здесь, писал монографию, общался с местным населением и даже один раз одобрительно отозвался о книге лидера сибирского обласництва Н. М. Ядринцева "Сибирь как колония", но все таки серьезного следа в культурной жизни края не оставил в аналогичных обстоятельствах, а Фрунзе вообще фельдшером работал.
С другой стороны, 22 апреля (если пересчитать на новый стиль) знаменательно для Сибири двумя восстаниями, связанными с попытками местного самоуправления. В 1638 году в этот день томские служилые люди отказали в повиновении воевода И. Ромодановского, пытавшийся лишить их хлебного жалованья. Московское правительство, как и в наши дни, решило, что задержка, а тем более отмене платы - это нехорошо, и отозвало воеводу. Органы самоуправления, правда, утверждены не были. Но ровно 10 лет спустя (и по тем же мотивам) восставшие Томич осадили нового воеводу А. Щербатого в его дворе и разгромили дворы богатых служилых людей, которые спекулировали хлебом, а сторонников Щербатого посадили в тюрьму.
С революционной деятельностью связаны и другие события, произошедшие 22 апреля: в 1917 в Минусинске начала выходить большевистская газета "Товарищ", а в 1943 в Иркутске умер эвакуирован писатель С. Мстиславский, автор романа "Грач - птица весенняя", знаменитый также тем, что лично арестовал Николая II в дни Февральской революции. Другой революционер, отбывал в 1912-1913 ссылки в нары, меньшевик И. Астров, в отличие от эсера Мстиславского, не проявил лояльности к большевикам, за что и был посажен ними. Он умер от тифа в Саратовской тюрьме 22 апреля 1922.
В том же Нары за три года до прибытия туда Астрова, 22 апреля 1909, родился еще один писатель, Вадим Кожевников, автор популярного советского триллера "Щит и меч" и романа о Гражданской войне в Сибири "Зари навстречу".
Но настоящим революционером, правда только в области литературы (и отчасти палеонтологии), оказался Иван Ефремов, родившийся 22 апреля 1907. Его роман "Туманность Андромеды" совершил переворот в советской фантастике. Ефремов много работал в Сибири - так же, как и его коллега-палеонтолог член-корреспондент В. Н. Сакс, родился 22 апреля 1911.