А где форум пенсионеров?

Первый Форум пенсионеровФорум пенсионеров здесь ... Задай вопрос, поделись советом, найди новых друзей , не унывай на пенсии

О портале пенсионеров

Повышение пенсии Это первый в Рунете портал Пенсионеров Проект создан независимо и без каких либо спонсоров и покровителей, командой энтузиастов

И еще пенсионерам...

Пенсии военным пенсионерам   У нас уважают друг друга, наш сайт можно смело смотреть даже при внуках и рекомендовать друзьям пенсионерам

Пенсионные новости

Пенсия по старости Подписаться сейчас и получать пенсионные новости по почте (в два клика)

Пенсионное законодательство

Основные направления бюджетной, экономической и социальной политики Омской области на 2012 год

Послание

Губернатора Омской области Л.К. Полежаева Законодательному Собранию Омской области

 

Основные направления бюджетной, экономической и социальной политики Омской области на 2012 год

22 сентября 2011 года

 

Омское Прииртышье – время смелых решений на перспективу

(для размещения на сайте www.omskportal.ru)

 

Уважаемые жители Омской области!

Уважаемые депутаты, приглашенные!

 

Особенностью бюджетного послания на 2012 год является то, что мы впервые переходим к практике утверждения бюджета сразу на три года.

Другой принципиальный момент связан с тем, что в начале декабря состоятся выборы в Законодательное Собрание и Государственную Думу. И это как всегда предполагает процедуру своего рода оценки реальных дел каждого из претендентов на мандат народного избранника и власти в целом, а также вынесение вердикта доверия.

В свете нынешних реалий мы видим, что сегодня население стало более политически активным. Созданы площадки для максимального демократического выдвижения кандидатов и обсуждения их программ.

Граждане вовлечены в процесс формирования бюджета, и их предложения учитываются в главном финансовом документе области. Основные его параметры сформированы с учетом широкого круга общественных мнений.

 


Процедура публичных слушаний по проекту бюджета, предусмотренная Бюджетным кодексом, для нашей области является традиционной. Однако в данном случае экспертное общественное сообщество в лице координационного совета Общероссийского народного фронта во всех муниципальных районах Омской области приняло участие фактически в «нулевом чтении», после которого проект с имеющимися корректировками поступает на рассмотрение Законодательного Собрания.

И я понимаю такое широкое обсуждение как реальный механизм, призванный повысить эффективность расходов, в котором заинтересовано все население области.

Нам действительно есть, чем отчитаться перед жителями Омской области – от общих макроэкономических тенденций до решения сугубо личных проблем людей.

По оценке эффективности деятельности органов власти в рамках 825 Указа Президента за 2010 год область сохранила лидирующие позиции среди субъектов Федерации как по комплексной оценке, так и по динамике развития. Региону повышен рейтинг кредитоспособности, мы занимаем первое место в Сибири по минимальным инвестиционным рискам и созданию благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса.

В целом растет оценка удовлетворенности граждан деятельностью областных органов власти. Она, конечно, еще не абсолютна, но динамика положительная. И задача в том, чтобы каждый день, неделю, месяц, год число граждан, получивших качественные государственные услуги, увеличивалось.

Этот год – начало работы координационного совещания по обеспечению правопорядка в Омской области. Опыт решения социально-экономических вопросов показал, что не будет достаточного уровня эффективности без последовательной жесткой позиции в органах власти всех уровней и правоохранительных органах в борьбе с коррупцией.

2011 год при общей благоприятной макроэкономической ситуации укрепил восходящую траекторию развития прошлого года. Все, что намечалось в Плане действий Правительства области на этот год, будет обеспечено и даже выше этого.

Мы уже давно живем задачами следующего года, оставшийся период 2011 года нам предельно ясен. Следует только сказать о его итогах.

Рост в промышленности будет не менее 10 процентов.

Доля инновационных товаров – в полтора раза выше прошлогодней. К тому же за последние десять лет количество передовых технологий, внедренных в производство, увеличилось в 2,3 раза, что в абсолюте превышает показатели всех регионов сибирского округа.

Серьезное и фактически необратимое движение в рамках новой экономической платформы приобрела модернизация. По инвестициям в развитие региона будет вложено более 80 млрд. рублей. Введены или будут введены в текущем году порядка 20 новых объектов и производств.

Не меньше внимания мы уделяли развитию уже имеющихся предприятий, особенно оборонно-промышленного комплекса. Его состояние наглядно было продемонстрировано на прошедшей выставке ВТТВ-2011. Она проводилась у нас уже в девятый раз. Благодаря нашей последовательной и принципиальной позиции, мы смогли сохранить и обеспечить развитие этого уникального производственного комплекса.

За счет роста экономики областной бюджет по собственным доходам увеличен на 6 млрд. рублей, которые, в первую очередь, направлены на повышение зарплаты бюджетников и на первоочередные социальные стройки. Введены дополнительные меры соцподдержки отдельных категорий граждан. Мы значительно увеличили и собственную инвестиционную активность, направив на  капитальные вложения в 1,4 раза больше прошлогоднего.

В целом бюджет достигнет рекордной величины – более чем 52 млрд. рублей. При этом он, как и прежде, является максимально социально направленным.

Интенсивное развитие экономики, реализация программ занятости и самозанятости обеспечили снижение безработицы до 1,3 процента. Инфляция определяется цифрами ниже среднероссийских величин. Рост цен на основные продовольственные товары – минимальный. По-прежнему они у нас ниже, чем у  всех регионов Сибирского Федерального округа.

Средняя зарплата в 2011 году достигнет, как и планировали, 20 тыс. рублей.

Общие денежные доходы граждан выросли почти на 14 процентов. Повышение качества жизни отражает и тот факт, что розничный товарооборот за семь месяцев текущего года вырос по продовольствию более чем на 10 процентов, а по непродовольственной группе - почти на 17 процентов. Это одни из лучших результатов в Сибирском Федеральном округе.

Важно и другое – то, что, в конечном итоге, отражает качество жизни. Хотят или нет люди учиться, работать, создавать семьи, рожать детей в Омской области? Какова динамика продолжительности жизни, насколько снижается смертность?

Лучше других на этот вопрос ответит тот факт, что в текущем году у нас уже родилось почти 15 тысяч детей, в том числе более 6 тысяч вторых и более тысячи – третьих.

Постоянно снижаются показатели младенческой и материнской смертности, которые ниже чем в среднем по России и самые низкие среди регионов Сибирского федерального округа. Средняя продолжительность жизни по году у нас превысит 69 лет – выше, чем в среднем по России.

Я думаю, этих примеров достаточно.

 



Уважаемые депутаты!

Какие основные ориентиры следующего года ставит перед собой Правительство Омской области?

 

Мы должны в ближайшие годы довести инвестиционную долю в валовом региональном продукте до 25-30 процентов. Это ключевая и, безусловно, необходимая для серьезного движения вперед задача. А доля инновационной продукции за три года должна у нас вырасти не менее чем в 2 раза.

Под это закладывается реальный план действий и набор механизмов – налоговых, бюджетных, административных – дополнительно к принятой нами программе улучшения инвестиционного климата.

И без сомнения необходимо постоянное движение вперед. Мы не имеем права останавливаться, а перспектив развития у нас достаточно для этого ресурса. Тут главное не потерять темп. Не бояться тех задач, которые мы ставим перед собой. Не сомневаться в тех программах, которые мы принимаем.  Поскольку сегодня принятые решения и предпринимаемые действия, по сути, определяют всю логику нашего развития не только на ближайший год или три года, а в принципе предстоящие 10-15 лет.

Но главным приложением инвестиций у нас всегда были и остаются человек, семья, дети. Развитие именно человеческого потенциала. Инвестиции в это – самое необходимое и важное, с любых точек зрения.

В предстоящий период именно социальные задачи получат новый масштаб реализации с соответствующим объемом финансирования в увязке с федеральным бюджетом. Основное увеличение областного бюджета будет направлено именно на социальную сферу.

Здесь я выделяю пять задач.

 



Первая. Дальнейшая активизация строительства жилья, особенно на селе.

План 2011 года по вводу жилья в районах будет выполнен. Это более 5 тысяч квартир и домов, то есть такое же количество семей в текущем году будет иметь новое жилье. Еще раз скажу, что столько на селе не строили никогда.

Параллельно с вводом нового комфортного жилья ведется работа по повышению качества жилищного фонда на селе. В 2012 году, как и в этом, предусмотрен  перевод на природный газ более 6 тысяч квартир.

На следующий год задача ввести уже 600 тыс. кв. метров в районах области. Будут построены дома для переселения граждан из аварийного жилья в 19 районах, для предоставления квартир по социальному найму – в 9.

С 2011 года введен механизм повышения доступности ипотеки для селян. Для оплаты части  первоначального взноса предоставляются целевые займы. До конца 2011 года такую помощь из областного бюджета получат более 700 граждан. Поддержка при ипотечном кредитовании будет сохранена и на следующий год в соответствии с темпом роста.

Современное комфортное жилье – один из главных вопросов в решении проблемы привлечения и закрепления квалифицированных кадров. В 2012 году предусмотрено увеличить в два раза – до 108 тыс. рублей – размер денежной выплаты на строительство или приобретение жилья молодым педагогам и врачам  на селе.

В следующем году надо усилить работу по решению вопросов градостроительства, оформления соответствующих земельных документов, снижения административных процедур, выдачи разрешительных документов, а также обеспечению соответствующей инфраструктурой.

 



Вторая задача. Четкое выполнение программы по ликвидации дефицита мест в детских садах и программы модернизации системы образования в целом.

Конечно, это задача не одного года с учетом существующей очередности в детские сады и прогноза рождаемости в регионе, согласно которому в 2012 году на свет появятся 27 тысяч малышей.

Только в этом году за счет областного бюджета на создание 5200 мест выделено 445 млн. рублей. Уже открыт новый детский сад на 100 мест в городе Омске. Будет введен коррекционный сад на 110 мест в микрорайоне «Ясная Поляна». После реконструкции откроются детские сады в семи районах.

В следующем году будет введен детский сад в Таре, два – в городе Омске. Начнется строительство в Горьковском районе. Всего будет создано не менее 3 тысяч дополнительных мест.

В течение трех лет будет направлено порядка 3 млрд. рублей на создание не менее 10 тысяч мест в детсадах. Уже в ближайшие два года будет решена проблема очередности во всех без исключения районах Омской области.

Программа модернизации общего образования является масштабным проектом этого и последующих годов. К началу учебного года сданы школы в Кормиловском и Нововаршавском районах. В текущем году из федерального и областного бюджетов на приобретение современного оборудования, школьных автобусов, пополнение фондов учебной литературы, повышение квалификации педагогов направлено 344 млн. рублей.

В 2012 году будет открыта еще одна новая школа – в Седельниковском районе. В целом на модернизацию системы образования выделяется 1 млрд. рублей.

Эти вложения обеспечивают выполнение задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», включая переход на федеральные образовательные стандарты, сохранение и укрепление здоровья школьников, создание универсальной «безбарьерной» среды в образовании, поддержку талантливых детей.

Хочу особо подчеркнуть, что сеть малокомплектных сельских школ будет сохранена полностью. Это наш неизменный принцип.

В 2012 году получат дальнейшее развитие новые формы обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий для детей-инвалидов, часто болеющих детей, учеников отдаленных школ. Войдут в практику он-лайн консультации для одаренных детей.

 



Третья задача – полномасштабная модернизация системы здравоохранения

За два года общий объем финансирования по этому направлению составит  более 8 млрд. рублей. В этом году сдается в эксплуатацию поликлиника в Красном Яре и роддом в Большеречье. Проведена масштабная реконструкция Центральной районной больницы в Оконешниково. Кроме того, будет отремонтировано 110 объектов здравоохранения в текущем году и еще 57 в следующем. Готовится к вводу в 2012 году районная больница в Азово.

Особое место занимает реализация программы «Онкология». Здесь активизировано направление раннего выявления онкозаболеваний. В конце года будет введен в строй современный операционный корпус Омского онкодиспансера на 16 операционных с отделением реанимации, лабораторией и отделением переливания крови.

В 2012 году в сельские районы начнут поступать специализированные комплексы на базе автомобилей повышенной проходимости для обследования и ранней диагностики заболеваний у жителей отдаленных населенных пунктах.

Будет создано два региональных сосудистых центра и шесть первичных сосудистых отделений.

С 2012 года все муниципальные организации перейдут в областную собственность – будет создана единая территориальная система. Это позволит добиться полного выполнения стандарта медицинского и лекарственного обеспечения населения на всей территории области независимо от удаленности от областного центра. Особого внимания потребует наведение порядка в городском здравоохранении.

Здесь надо понять, что придется внести определенные корректировки в ход исполнения бюджета-2012, поскольку Правительству потребуются значительные средства на оснащение и ремонт городских больниц, чтобы приблизить их к стандарту областных.

 



Четвертая задача. Повышение зарплат бюджетников

В этом году зарплату повышали трижды. Кроме общего федерального увеличения на 6,5 процента, за счет областного бюджета ее фактически увеличили в больших размерах и для большего количества категорий работников. На эти цели дополнительно выделено порядка 2 млрд. рублей.

В следующем году уже с 1 января 2012 года будет увеличена средняя зарплата медработников образовательных учреждений на 50 процентов, педагогических кадров образования – на 30 процентов.

На 10 процентов с 1 июля 2012 года запланировано увеличение фонда оплаты труда работникам социальной защиты населения.

А с 1 сентября следующего года предусмотрено повышение заработной платы учителей и работников дошкольных учреждений – не менее чем на 15 процентов. В последующие годы задача – обеспечить уровень заработной платы учителя в 20 тысяч рублей в 2012 году и 22 тысячи рублей – к 1 сентября 2013 года.

При этом сохраняются в прежнем виде меры поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг учителям, проживающим в сельской местности. В 2012 году мы дополнительно предусмотрели в областном бюджете необходимые средства на оплату льгот по жилищно-коммунальным услугам сельским медицинским работникам и работникам культуры. В общей сумме это более 600 млн. рублей. Это позволит нам поставить точку в этом бесконечном споре: кто должен компенсировать коммунальные услуги врачам, учителям, работникам культуры на селе: бюджеты муниципальных образований или бюджет области? Мы должны точно и определенно сказать, кто это должен делать. Это будет делать областной бюджет.

В целом в регионе средняя заработная плата в следующем году должна быть увеличена как минимум на 12 процентов. А реально надо выходить на цифру 15 процентов. Я имею в виду не бюджетную сферу, а весь производственный сектор области.

 



Пятая задача. Развитие форм государственной социальной поддержки граждан

Решение проблем семьи, материнства, отцовства и детства – это актуальнейшие задачи. Поэтому не случайно 2011 год объявлен Годом ребенка в Омской области.

С 2011 года установлена новая мера социальной поддержки – областной материнский капитал в связи с рождением уже третьего ребенка в размере 100 тысяч рублей. В 2012 году он будет проиндексирован. Уже порядка тысячи семей получили сертификаты.

Разработан и введен в действие порядок предоставления в собственность многодетным семьям земли для жилищного строительства на безвозмездной основе. Этой льготой вправе воспользоваться более 1 700 семей. Поступило уже более 200 заявлений.

И здесь задача не просто выделить участки тем, кто хочет построить дом, надо помогать людям всесторонне и комплексно: с документами на строительство, увязать с другими областными программами по развитию коммуникаций. Дополнительно обеспечить на льготных условиях древесиной, предоставить беспроцентную ипотеку. Это общая задача и для областных министерств, и для органов местного самоуправления.

В этом году также установлена новая мера социальной поддержки малоимущих граждан в виде компенсации расходов на установку приборов учета.

На территории области продолжит действовать льготный стандарт предельно допустимой величины оплаты граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 20 процентов, а для наиболее уязвимых категорий – 18, при федеральном нормативе в 22 процента.

Кроме того, несмотря на отмену в следующем году софинансирования из федерального бюджета, мы полностью сохраняем предоставляемые меры соцподдержки по жилищно-коммунальным услугам для реабилитированных и пострадавших от политрепрессий.

В 2011 году ветеранам Великой Отечественной войны организовано предоставление дополнительных мер социальной поддержки в части бесплатного проезда на пассажирском транспорте в пределах области. В этом году 598 ветеранов Великой Отечественной войны улучшат жилищные условия.

Сегодня в Омской области проживает 158 тысяч граждан с ограниченными возможностями. С 1 января 2011 года начато исполнение федеральных полномочий в части обеспечения отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением.

Мы никогда не разделяли жителей области по принципу «федеральный» и «областной» льготник. В 2012 году будет продолжено лекарственное обеспечение инвалидов в случае отсутствия необходимых им препаратов в федеральном перечне. И при снятии инвалидности граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями, смогут бесплатно получать необходимые им лекарства. Средства в областном бюджете на это предусмотрены.

Принято решение о создании в Омской области мультифункционального центра реабилитации инвалидов. Уже в 2012 году приступим к его строительству, а в 2013 году откроем всем двери.

Дальнейшее развитие получит служба «социального такси». В текущем году приобретены специализированные автомобили для перевозки инвалидов-колясочников и мобильные лестничные подъемники для обеспечения возможности посещения социальных объектов инвалидами, проживающими в многоэтажных домах, не оборудованных лифтами и пандусами.

Большое значение сегодня имеет создание комфортной сферы контактов гражданина и государства в процессе оформления и получения различного рода документов. В настоящее время формируется механизм перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде.

Расширяется перечень услуг, оказываемых на базе многофункциональных центров. Это принципиальная задача, на которой я хотел бы остановиться подробно. В последние 10-15 лет на разных форумах, совещаниях мы не раз говорили о том, как упростить процедуру получения документов гражданами. Но ничего этого нет. И не будет ничего, пока чиновник сидит на месте. Мы не исключим бюрократов из нашего общества, пока в полную силу не заработает система государственных электронных  услуг. Повторю, что эту задачу перед Правительством Омской области и муниципальными органами власти я ставлю как одну из самых принципиальных. Ничего так не раздражает людей, как унизительное хождение по инстанциям, преклонение перед чиновниками, унизительный трепет за одну неправильно поставленную цифру или фразу, указанную в справке, за которой он ходил целую неделю. Нельзя так жить дальше. У нас сегодня есть все средства информационных и электронных услуг, с которыми мы можем преодолеть этот барьер, унижающий человеческую личность.

Не менее важным, наряду с этими основными задачами, является активное развитие культуры, физического воспитания, массового и профессионального спорта. Равно как и возрождение традиций, духовности, народного искусства, всего того, что дает основу толерантной культуры нашего общества.

В этом году на обсуждение общественности представлен проект Концепции государственной национальной политики Омской области.

Мы всегда открыты для диалога и в создании концепции принимали участие представители национально-культурных объединений, ученые-этнографы, культурологи. Понимание и уважение культуры разных национальностей, проживающих на территории, - залог социальной стабильности.

В целях сохранения и развития самобытных культур народов Омского Прииртышья продолжаются работы по созданию Национально-культурного комплекса, в котором будут представлены все национальности, проживающие на территории Омской области. Мы должны научиться уважать культуру и веру любого народа, проживающего в нашем регионе. Мы должны избавить общество от любого проявления национального чванства. Россия - для всех Россия. И все мы в России ее граждане. И мы должны этот принцип свято соблюдать на территории Омской области. Его основы заложены многие десятилетия назад. И нам ничего нельзя потерять из этих принципов уважения, толерантности, духовности, которые нами с вами достигалась непростым трудом.

В 2012 году доля населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, должна вырасти до 25 процентов, а это дополнительно почти   40 тысяч человек.

Будут построены два крытых хоккейных корта в Большеречье и Тевризе, открыты бассейны в Лузино и Пушкино. В рамках подготовки к проведению «Королевы спорта» планируем реконструкцию всех спортивных сооружений  в Большеречье. Заложено строительство ледового дворца в г.Калачинск.

2012 год – это год Олимпийских игр в Лондоне. В Прииртышье многое делается для повышения качества подготовки наших спортсменов для участия в соревнованиях самого высокого уровня.

Начато строительство объектов омского центра спортивной подготовки. До конца уже этого года будет введен центр художественной гимнастики.

В следующем году намечено строительство крытого велотрека, который станет уникальным спортивным объектом и сможет принимать участников престижных международных соревнований. Я думаю, что спорт, физическое развитие, физическая культура - это то средство, с помощью которого мы можем вполне конкурировать с бытовухой, которая сегодня определяет умонастроение очень многих людей, особенно нашей молодежи, и выражается в пристрастии к пиву и более крепким алкогольным напиткам.   Конкурировать с инфантильностью и пофигизмом, которые никогда не будут полезными для созидательного общества и нашей деятельности в ближайшие годы. Нам нужно здоровое общество, здоровая молодежь¸ здоровая физически и духовно. Давайте лучше будем вкладывать деньги в спортивные объекты и здравоохранение, чем в тюрьмы.

 

Уважаемые депутаты!

Основой этих глобальных социальных задач, конечно же, является развитие нашего реального сектора экономики. Я не случайно поставил этот раздел после обозначения наших социальных приоритетов, которые найдут  отражение в Плане действий Правительства Омской области на 2012 год. Под эти задачи и намерения должна быть заложена прочная экономическая база. Она создаст нам тот финансовый базис, на основе которого и можно будет решить все эти задачи и намерения.

Возвращаясь к теме новой экономической политики, как основы для исполнения всего спектра социальных обязательств, еще раз заостряю внимание, что это, прежде всего, инвестиции и создание новых производств.

И текущий год – период, который будет отмечен в истории Прииртышья вводом крупнейших производств, определяющих «завтрашнее лицо» экономики региона.

Сейчас ведутся пусконаладочные работы, и в ближайшие месяцы войдут в строй: полипропиленовый завод мощностью 180 тысяч тонн; первые  производства агропромышленного кластера – свинокомплекс и комбикормовый завод.

В рамках нефтехимического кластера должны быть завершены работы по установке гидроочистки бензинов каталитического крекинга на нефтекомбинате. В результате Омский нефтезавод станет самым современным в России. Он будет выпускать топливо по мировым стандартам.

На объединении «Полет» завершается реконструкция производства для начала выпуска универсальных ракетных модулей ракеты-носителя «Ангара».

На заводе имени Баранова ведется освоение двигателя для ЯК-130, в перспективе – возрождение производства и заказы на двигатели для самолета ТУ-160. Потенциал развития аэрокосмического сектора на сегодня настолько велик, что в следующем году мы должны начать формировать целый космический кластер и создать центр космических услуг.

В этом году завершено акционирование омских предприятий электронной промышленности, входящих в концерн «Орион».

Объединения «Иртыш», ОНИИП, «Козицкого» составляют ядро этого образования, и уже в следующем году мы увидим плоды этой системной интеграции в единое целое – от разработки высокоинтеллектуального устройства до его внедрения и запуска в серийное производство.

Несмотря на непростую ситуацию с оборонзаказом в этом году производственный потенциал омской оборонки не стал меньше. Нам удалось увеличить его за счет роста выпуска продукции для крупных федеральных корпораций таких, как РЖД, «Газпром» и других.

Укрепляется сотрудничество омских предприятий с федеральными заказчиками и по программе «Сибирское машиностроение», особенно в части энергетического оборудования и транспортных средств.

Это широкая номенклатура изделий: от литья       и вагонов для железной дороги на омском КБТМ      до энергоэффективной светотехники Электроточприбора, систем управления объектами электроэнергетики НПО «Мир» и оборудования НТК «Криотехника».

Но на этом также нельзя останавливаться. На базе площадей Агрегатного завода будет создан технопарк, и сейчас на заводе под этот проект идет масштабная реконструкция производственных площадей.

Готова к запуску вторая очередь стекольного завода в Омске. В оперативном порядке должен быть завершен процесс переговоров с инвесторами по возведению завода по производству автомобильного стекла.

Вступил в действие завод по производству ваты изо льна в Калачинске. Ведутся пусконаладочные работы в Таре на второй линии по производству шпона и фанеры. На очереди - достаточно крупный объект лесопереработки в Тевризе. В Омском районе будет введена первая очередь современного логистического центра мощностью 20 тысяч тонн единовременного хранения сельхозпродукции.

В следующем году запланирован ввод второй очереди агропромышленного кластера, в том числе птицекомплекс, мясокомбинат и завод по производству биодобавок к топливу.

Реализуется порядка 15 малых проектов по переработке сельхозсырья. До конца года ежемесячно в область будут поступать и монтироваться по два-три мини-завода по выпуску молочной продукции, крупы, муки в различных экономических зонах Омской области. Наконец, сдвинулся процесс по переработке дикоросов. Соответствующие производства появятся в Тарском, Тевризском, Знаменском и Колосовском районах.

Малый и средний бизнес вообще остается своеобразной «подушкой безопасности» экономического развития региона. Он дает возможность заработать уже 26 процентам омичей. И эти цифры только растут. Так что в 2012 году мы должны довести долю занятых в малом и среднем бизнесе до 31 процента.

Такая динамика не случайна. С учетом федерального финансирования в малый бизнес прямыми субсидиями будет направлено средств почти в 2 раза больше, чем в 2010 году.

Постоянно расширяются меры поддержки, вводятся новые инструменты – специальные механизмы по сельскому, молодежному, социально ориентированному и инновационному предпринимательству.

Количество реализуемых высокотехнологичных малых проектов превысило уже три сотни. По уровню активности в привлечении федерального финансирования омские инновационные компании в лидерах Сибирского федерального округа. Появились и первые омские малые компании в числе резидентов Сколково.

В 2012 году в рамках региональной программы развития малого бизнеса должна быть продолжена реализация всего комплекса мер по поддержке предпринимательской инициативы, прежде всего, в сельской местности, в переработке сельскохозяйственного сырья.

Предполагается только за счет областных средств сохранить программу самозанятости, поскольку в шорт-лист регионов с напряженной ситуацией на рынке труда Минздравсоцразвития мы уже не попадаем. Нас считают благополучной территорией.

Серьезно должны быть дополнены форматы поддержки малого бизнеса на селе. В каждом районе должны быть свои карты проектов и потребностей развития бизнеса, реально финансироваться местные программы поддержки, все административные ресурсы направляться на развитие малых проектов.

Также в 2012 году будет продолжен процесс создания новых инфраструктурных элементов комплексного сопровождения бизнеса. Прежде всего, заработает в режиме многофункционального Центр поддержки малого и среднего бизнеса. Должны начать действовать центр прототипирования и фонд смешанных инвестиций.

В части развития высокотехнологичного сектора со следующего года планируется начать непосредственные работы по созданию нанотехнологического центра.

Со всей очевидностью перед нами стоит и задача привлечения в Омскую область статуса национального университета. Уже начата первая программа развития инновационной инфраструктуры на базе классического университета. Мне иногда задают вопрос: не слишком много внимания и средств мы направляем на поддержку среднего и малого бизнеса? Мы все понимаем, что все перспективы развития экономики области связаны с этим. Сегодня активно идет техническое перевооружение агропромышленного комплекса во всех сферах его деятельности: зерновом производстве, животноводстве, переработке. Там, где когда-то работало 3 комбайна, сегодня работает один, где работало пять тракторов – сегодня работает один. Раньше на фермах были заняты десятки людей, сегодня на механизированных фермах работают 2-3 оператора. Как быть с остальным народом? Мы их депортировать из области должны, что ли? Или мы должны создать условия для того, чтобы в сельской местности развивались такие центры экономики, на которых были бы рабочие места, чтобы не было бессмысленной иммиграции людей в большие города, создающей сложнейшие социальные проблемы. Мы должны вкладывать серьезные средства в развитие малого и среднего бизнеса на селе. Это принципиальная задача нашей области. Я хотел, чтобы депутаты не только Заксобрания, но чтобы все жители Омской области, понимали, что, развивая малый и средний бизнес, мы поддерживаем инициативы. И эта парадигма должна быть понята всему населению Омской области и тем людям, для которых мы эту программу реализуем уже третий год. 1 рубль бюджетных вложений в продержку малого и среднего бизнеса в 2011 году принес в доходную часть бюджета 10 рублей. Соотношение 1 к 10. Вот и считайте. Нужно делом заниматься или не нужно? Мы решаем вопросы социальные, организационные, вопросы сохранения омского села. Я хотел бы, чтобы все жители Омской области это знали. Я думаю, что у Омской области должна быть другая судьба, но для этого должны быть реализованы долговременные, перспективные и целесообразные решения.

 



Особо следует сказать о перспективах развития сельхозпроизводства

В расчете на душу населения объем производства сельхозпродукции в Омской области превышает средний показатель по Сибирскому федеральному округу в 1,5 раза.

Сохранение и дальнейшее развитие позитивной тенденции в животноводстве должны обеспечиваться не только за счет увеличения поголовья скота, а в большей степени за счет роста продуктивности. Уже совершенно понятно, что достигнутый уровень производительности молока на 1 корову - 4000 кг – это совсем не то, что возможно. Это даже не средний результат, не те требования экономики, которые мы ставим в целом для этого сектора экономики. И поэтому 5000 тысяч кг на одну корову – вот тот рубеж, который сельскохозяйственный сектор экономики должен достигнуть в 2012-2013 годы.

В этом году, по сравнению с прошлым, ставка субсидии на возмещение части затрат на производство молока для переработки увеличена для сельхозорганизаций в 1,5 раза. За два последних года увеличение ставок субсидий для личных подсобных хозяйств составило в зависимости от зонального фактора от 1,5 до 3 раз. Мы должны - я дам такое поручение Министерству сельского хозяйства и Министерству экономики – привязать те дотационные выплаты, которые мы установили за производство 1 литра молока, к общей производительности

В техническом перевооружении акцент – на высокопроизводительной, энерго- и ресурсосберегающей технике, особенно для животноводческих ферм, и льнопроизводства.

С учетом остроты кадрового обеспечения необходимо создавать более привлекательные условия жизни и работы на селе для молодых специалистов. Наряду с ранее введенными мерами поддержки будут выделяться субсидии сельхозорганизациям на выплату зарплаты молодым специалистам в течение 1,5 лет после их трудоустройства.

В 2012 году будут сохранены все существующие механизмы субсидирования АПК. В первую очередь, возмещение затрат на производство молока для переработки, на приобретение оборудования для пунктов закупа и переработки сельхозпродукции, субсидии на развитие льнопроизводства, элитного семеноводства. В числе нововведений – субсидии на приобретение и производство кормов птицеводческим хозяйствам, улучшение пастбищ.

Крайне важной задачей следующего года остается продолжение работы по повышению эффективности и результативности финансовой поддержки отрасли сельского хозяйства.

Блок системных вопросов предстоит решить в сфере использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Задача созданного специального отраслевого Министерства состоит в работе по повышению эффективности использования наших природных ресурсов, повышению пожарной безопасности лесов, ликвидации очагов экологических угроз, восстановлении природных заказников и особо охраняемых территорий, питомников.

 

В текущем году мы предприняли решительные и ответственные действия по всем стратегическим проектам Омской области. И 2012 – это год реального полномасштабного их возведения.

Начато строительство Красногорского гидроузла. На следующий год инвестиции в этот объект составят 2 млрд. рублей. Они будут направлены на строительство судоходного шлюза. Вполне реально завершить строительство Красногорского гидроузла и  запустить в его эксплуатацию к 2015 году.

В строительство Омского метрополитена направлено свыше 1 млрд. рублей. Я называю цифры без бюджетного софинансирвания, то есть только те суммы, которые выделяются из бюджета Омской области. Это позволило завершить работы на первой станции и пешеходном переходе у библиотеки имени Пушкина, продолжить проходку туннелей. В 2012 году создание этого объекта продолжится. Будет приобретен новый импульс за счет дополнительного финансирования из федерального бюджета.

Найдено взаимоприемлемое решение по достройке аэропорта «Омск-Федоровка». Определен инвестор, распределены сферы ответственности и доли участия сторон в возведении аэропорта в Федоровке. В этом году будут начаты работы на площадке для того, чтобы в 2012 году войти в активную фазу строительства и реконструкции объектов нового международного аэропорта.

В контексте инфраструктурных проектов со следующего года должно быть начато строительство трассы северного обхода. Это позволит нам разгрузить Омск от тяжелого транспорта и избавить город от лишних выбросов.  Этот объект также включен в планы федерального финансирования. Должны быть начаты работы и на стратегическом энергетическом объекте – высоковольтной линии «Восход – Витязь» с подстанцией «Восход».

В ближайшие годы значительно и кардинально будут увеличены масштабы дорожных работ. Это одна из самых больных тем.  В составе областного бюджета с 2012 года будет создан специальный Дорожный фонд. Объем средств фонда уже в следующем году превысит уровень расходов данной отрасли в текущем году в разы, ежегодно он будет наращиваться. В 2013 году это практически 3 млрд. рублей, которые с начала года будут направлены на строительство дорог. Значительная часть средств пойдет на сельские муниципальные дороги.

Кроме дорог, безусловно, важнейшей составляющей качества жизни в сельских территориях является обеспеченность инженерной инфраструктурой. Она входит в задачу комплексного развития села.

Задача следующего года - масштабная модернизация и расширение системы водоснабжения районов. Начнется строительство нового группового водопровода, в зону которого попадет обслуживание Горьковского, Кормиловского, Омского и Нижнеомского районов.

В 2012 году мы должны подойти к решению проблемы водоснабжения Омской области с таким же принципом и с такой же организационной структурой, как мы подошли 12 лет назад к газификации региона. Никакие другие пути решения проблемы результатов не дадут. Поэтому в 2012 году Правительство области должно принять генеральную схему водоснабжения региона, в основу которой ляжет система, обеспечивающая все районы, имеющие напряженное водоснабжение. Пришло время подойти к этому вопросу с серьезным и стратегическим замыслом.

Энергосбережение и энергоэффективность обязаны стать не просто словами, а повседневной задачей всех – и поставщиков ресурсов, и их потребителей. В целом энергоемкость валового регионального продукта за два года необходимо снизить на 6 процентов.

Также следует помнить, что к середине следующего года весь жилищный фонд должен быть обеспечен приборами учета. Еще раз напомню, что финансирование установки приборов учета малоимущим гражданам будет компенсироваться из бюджета Омской области.

 

Уважаемые депутаты!

В 2011 году принята Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, предусматривающая переход на качественно новый уровень управления государственными финансами.

Программа основана на новых механизмах ведения бюджетного процесса, оказания государственных услуг, межбюджетных отношений.

В текущем году проведен комплекс организационных и технических работ по внедрению трехлетнего бюджета. Данное нововведение станет основой для перехода на долгосрочное финансовое планирование и позволит более качественно исполнять бюджет.

Кроме того, созданы условия и правовые механизмы по переводу государственных учреждений Омской области на новые типы – казенные, бюджетные и автономные.

Определены перечни оказываемых населению государственных услуг и работ, установлены требования к оказанию этих услуг, определена ответственность руководителей учреждений новых типов за результаты деятельности.

Данные мероприятия позволят повысить результативность деятельности органов власти и, соответственно, эффективность.

Особо в этом контексте выделяется наша работа в части государственного и муниципального заказов. При всех известных и широко обсуждаемых недостатках 94-го Федерального закона, его практическое применение позволяет ежегодно экономить более 1 млрд. рублей, не говоря уже о том, что это еще и серьезное стимулирование развития экономики.

Например, ежегодно на сумму 4 млрд. рублей бюджетных средств размещается заказов у малого бизнеса. У нас уже сегодня формируется технология, пока только обсуждаемая на федеральном уровне, контрактной системы. До конца года она будет не просто разработана, но будет применяться – и здесь принцип от планирования расходов до конечного исполнения заключенного контракта. Плюс будет внедрен принцип конкурсного размещения заказов в акционерных обществах с участием органов государственной и муниципальной власти более 50 процентов.

Продолжится работа по реформированию системы управления. В текущем году принято решение о планомерном сокращении численности государственных служащих. В предстоящие два года она сократится на 20 процентов, несмотря на постоянное увеличение функций. Но эти функции нам необходимо перекладывать на информационные технологии, о которых я говорил. Они  будут определять более качественный уровень работы.

Такие же решения должны быть реализованы и в муниципальном управленческом звене.

 



Уважаемые участники заседания!

2012 год – год серьезного продвижения в экономическом и социальном развитии области

Все, что нами делается и будет делаться в дальнейшем, имеет главной целью повышение благосостояния жителей Омской области. Наша общая задача создать условия для того, чтобы каждый житель мог своим трудом вносить посильный вклад в развитие Омского Прииртышья, находя в этом и полное личное удовлетворение. Прежде всего, он должен понимать, что работает на себя.

И в преддверии важных событий исполнительная и законодательная власть должны осознавать свою ответственность за выбор области и ее социально-экономическое развитие.

В настоящее время мы должны выйти на качественно новый уровень социально-экономического развития, придав данному процессу новое содержание и новый импульс на благо будущих поколений.

Прошедшие годы работы совместной деятельности двух ветвей власти доказали, что мы можем это делать плодотворно и результативно. Представленный вам на рассмотрение проект бюджета непростой, но накопленный потенциал и создаваемые ресурсы позволяют нам рассчитывать на его исполнение.

Спасибо за внимание!

Подобные публикации

Закон Московской области от 23 марта 2006 г. N 36/2006-ОЗ О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области

Законодательство Не распределенные Основные направления бюджетной, экономической и социальной политики Омской области на 2012 год
Rambler's Top100