Пенсионная реформа
Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года
- Подробности
- Пенсионная реформа
- Пенсионная система
- Опубликовано 01 Октябрь 2012
- Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года
- Введение - Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации
- Раздел I. Основные итоги функционирования пенсионной системы
- Раздел II. Основные цели и задачи развития пенсионной системы
- Раздел III. Направления реализации Стратегии
- Совершенствование тарифно-бюджетной политики
- Преобразование системы досрочных пенсий
- Реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы
- Развитие корпоративного пенсионного обеспечения
- Совершенствование системы формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы
- Совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием
- Развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения
- Раздел IV. Этапы реализации Стратегии
- Раздел V Ожидаемые результаты
- Раздел VI. Заключение
- Все страницы
Преобразование системы досрочных пенсий
Основными принципами преобразования системы досрочных пенсий являются сохранение системы социальных гарантий работникам, занятым на производствах с особыми условиями труда, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимость внесения произвольных изменений в действующее законодательство, а также установление переходного периода в целях создания условий для постепенной адаптации граждан к новым условиям пенсионного обеспечения.
Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования Союза ССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики, и при этом она социально несправедлива.
Так, более 30% пенсионеров составляют лица, которым назначена досрочная трудовая пенсия в связи с особыми и специальными условиями труда. При этом финансирование выплаты им пенсий осуществляется за счет общих средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а не страховых взносов работодателей, имеющих соответствующие рабочие места.
Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными и опасными условиями труда.
Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателя в улучшении условий труда работников и повышении его безопасности, а также в развитии систем профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
Право на получение этих пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников. Наряду с производствами, где условия труда объективно неблагоприятны, нередко встречаются и такие, где условия труда не выходят за рамки допустимых санитарно-гигиенических норм, однако работники в связи с тем, что их профессии входят в списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, пользуются правом на установление досрочных пенсий.
Отдельного источника финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет не существует. Это приводит к снижению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
Реформирование досрочного пенсионного обеспечения является многогранной и комплексной задачей, в рамках выполнения которой требуется также предпринять меры по улучшению условий труда и стимулированию работодателя к модернизации рабочих мест.
Вместе с реформированием досрочных пенсий необходимо также совершенствовать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по следующим направлениям:
- оптимизация тарифной политики по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с целью установления адекватных размеров страховых тарифов за счет детальной дифференциации в зависимости от уровня профессионального риска (производственного травматизма и профессиональной заболеваемости);
- перенос акцента в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации с выплат гражданам, уже получившим повреждение здоровья в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями, на финансирование мероприятий по предупреждению наступления этих страховых случаев с установлением в законодательстве Российской Федерации механизма реагирования в случаях выявления признаков профессиональных заболеваний с целью предупреждения их дальнейшего развития;
- совершенствование системы реабилитации граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно выделение периода ранней (активной) реабилитации, в течение которого будут проводиться мероприятия, направленные на максимально возможное восстановление здоровья пострадавшего и возвращение его к трудовой деятельности.
В целях развития форм социальных гарантий работникам, адекватных современным условиям рыночной экономики, предлагается поэтапная трансформация института досрочных пенсий, а также предоставление работникам в соответствии с их интересами соответствующих гарантий и компенсаций в рамках норм трудовых отношений и коллективных договоров.
В целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места, включенные в Списки № 1 и № 2 и «малые списки» (далее - Списки), к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест, а также в целях реализации принципов справедливости и сбалансированности пенсионной системы предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Размер тарифа должен определяться исходя из актуарного оценивания.
Для адаптации страхователей к изменению страховой нагрузки предусматривается следующая этапность:
- дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 1, на 2013 год - 4%, на 2014 год - 6%, на 2015 год - 9%, а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в «малые списки» - на 2013 год - 2%, на 2014 год - 4%,
- на 2015 год - 6%.
В последующие годы размер дополнительного тарифа страховых взносов предлагается определять исходя из требования актуарной обеспеченности накопленных пенсионных прав застрахованных лиц в течение всего досрочного периода получения трудовой пенсии (в расчете на 2013 год по Списку № 1 необходимый тариф - 15,1%, по Списку № 2 и «малым спискам» - 8,7%) (приложение № 4).
С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.
Сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих «полный» для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее - специальный стаж).
Лица, имеющие «неполный» специальный стаж и не сформировавшие права на досрочную трудовую пенсию, приобретают право на включение периодов работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере, при этом они сохраняют право на назначение досрочных трудовых пенсий.
Предлагается на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах и утвержденных в локальных нормативных актах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения в целях формирования дополнительных пенсионных прав работников, либо установления надбавок компенсационного характера к заработной плате, либо предоставления иных социальных гарантий и компенсаций (например, добровольное медицинское страхование и или лечение работника и членов его семьи, оплату обучения работника и его детей и др.). При реализации этого подхода работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов, в увеличенном на дополнительный тариф размере.
Основные параметры и условия предоставления указанных дополнительных социальных гарантий и компенсаций будут определяться Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально - трудовых отношений.
В отношении лиц, не имеющих специального стажа на определенный законодательством момент времени, взамен досрочных пенсий предлагается в систему обязательного социального страхования профессиональных рисков ввести институт страхования риска утраты заработка вследствие досрочной утраты профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников в условиях с опасными и вредными производственными факторами.
Для решения этой задачи потребуется внедрение оценки профессионального риска – вероятности причинения вреда жизни и здоровью работника при длительной занятости профессиональной деятельностью – на каждом конкретном рабочем месте с учетом условий труда.
Риск досрочной утраты профессиональной трудоспособности имеет выраженную связь с продолжительностью занятости во вредных и опасных условиях. Его прирост за каждый следующий период (год) пропорционален длительности воздействия неблагоприятных факторов за предшествующий период (эффект накопления дозы неблагоприятного воздействия).
В этой связи потребуется установить специализированные критерии, определяющие необходимость ограничения трудовой деятельности работников в производствах с вредными и опасными условиями труда, при отсутствии профессионального заболевания как такового, либо оснований для установления инвалидности.
Современные методы позволяют выявлять соответствующие функциональные изменения организма работника на стадии устойчивой гиперфункции, и принимать экспертные решения об установлении ему досрочной утраты профессиональной трудоспособности.
Учитывая, что уровни профессиональных рисков качественно различаются в зависимости от классов условий труда, тариф страховых взносов следует определять исходя из уровня профессионального риска на каждом конкретном предприятии по результатам аттестации рабочих мест, с учетом доли занятых в определенных классах условий труда и продолжительности такой занятости.
Страховщиком по данному виду страхования предполагается определить Фонд социального страхования Российской Федерации, а также страховые организации по выбору страхователя. При этом за Фондом социального страхования Российской Федерации закрепляются полномочия по осуществлению контроля за уплатой взносов страхователями. Установление страховых тарифов для страхователей и предоставление страхового обеспечения по данному виду обязательного социального страхования застрахованным лицам осуществляется по нормам, условиям и в порядке, определяемым федеральным законом.
Кроме того, в отношении лиц, не имеющих специального стажа, работодатели (при определенной мотивации) в рамках процедур социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии - право на корпоративную (добровольную) пенсию («досрочную» и/или дополнительную) или иные гарантии и компенсации.
В целях дополнительного стимулирования работодателей к переводу работников в системы добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предлагается предоставить работодателям право при исчислении налога на прибыль уменьшать доходы на сумму взносов в рамках указанных систем в отношении работающих на рабочих местах, включенных в Списки, а также рассмотреть возможность установления преференций для соответствующих пенсионных выплат в части страховых взносов по обязательному социальному страхованию и налогу на доходы физических лиц. При этом объем преференций должен быть дифференцирован в зависимости от объема предоставленных работникам гарантий.
Аналогичные преференции предлагается установить в отношении работодателей и работников при других формах трансформации досрочных пенсий (исключение из базы обложения страховыми взносами и отнесение на себестоимость надбавок компенсационного характера к заработной плате, расходов на предоставление иных социальных гарантий и компенсаций).
В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить программу государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.
Указанные меры позволят снизить дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 0,1 - 0,2% валового внутреннего продукта к 2020 году, а также повысить ответственность и стимулы работодателей к улучшению условий труда, а также предоставить работникам возможность получения соответствующих их интересам гибких форм гарантий и компенсаций за работу в условиях, отличающихся от нормальных.
В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается сохранить право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на существующих в настоящее время условиях для лиц, выработавшим половину и более требуемого стажа.
Для иных работников указанной категории необходимо изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
Лица, впервые приступающие к педагогической, медицинской и творческой деятельности, взамен досрочной пенсии могут быть застрахованы по нормам страхования риска утраты заработка вследствие досрочной утраты профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников указанной деятельностью.
Предлагаемый экономический механизм для пенсионного обеспечения позволяет избежать существенного увеличения страховой нагрузки на работодателей, и к середине 2030-х годов обеспечит перевод данной категории пенсионеров на общие основания пенсионного обеспечения.
Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, совершенствование пенсионного обеспечения должно быть соотнесено с основными положениями государственной политики по развитию Крайнего Севера.